Появляются отказы в элементах, срок службы которых ниже, чем пролетных строений (в покрытии, деформационных швах, системе водоотвода, изоляции и т. д.). Продолжительность второго этапа определяется временем, за которое вероятность безотказной работы пролетного строения снижается до 0,9, т.е. индекс надежности уменьшается до 1,3.
За этот период за мостом ведется уход и периодически выполняются профилактические работы в рамках работ по содержанию [7]. Продление указанного этапа возможно при проведении планово-предупредительных работ (ППР), которые могут отодвинуть работы по ремонту и капитальному ремонту моста на 5-15 лет. Экономическая целесообразность такого «смещения» капитальных затрат очевидна.
Снижение надежности на 1,7 индекса (точка Б на рис. 12) означает, что дальнейшая эксплуатация моста по первоначальной схеме невозможна, мост должен закрываться на ремонт или реконструкцию, поскольку работоспособность пролетных строений оказалась исчерпанной. Если выполнение ремонта задерживается и по какимто причинам должно быть перенесено на более поздний срок, дальнейшая временная эксплуатация моста возможна лишь при пересмотре условий нагружения сооружения, т.е. при введении существенных ограничений по массе временной нагрузки и изменении условий движения. Чаще всего после такой временной эксплуатации (участок Б-В на рис. 12) требуется замена сооружения. Продолжительность этого этапа составляет, как правило, 5-10 лет.
Третий этап - эксплуатация сооружения после ремонта. Продолжительность третьего этапа (участок А'-В' на рис. 12) определяется временем достижения такого состояния сооружения, когда при максимально возможных ограничениях по временной нагрузке вероятность безотказной работы пролетных строений опять достигает 0,9.
Предельный срок службы моста Т^ установлен по повторному отказу и характеризует такое состояние, когда ремонтные мероприятия оказываются менее выгодными, чем замена моста.
Ориентируясь на приведенную схему эксплуатации, можно уточнить цели управления мостами.
• Увеличение периода бездефектной эксплуатации То, что можно осуществить, повысив качество строительных работ (например, за счет организации постоянного контроля на всех уровнях и сопровождения работ) и обеспечив постоянный уход за сооружением с самого первого дня эксплуатации.
• Уменьшение темпа износа элементов (изменение угла наклона линии А-Б на рис. 12), которое можно осуществить, проводя постоянный надзор за сооружением и своевременное выполнение профилактических работ.
• Выполнение планово-предупредительных работ ранее, чем будет исчерпана работоспособность (линия 3 на рис 12), что можно эффективно осуществить только при условии организованного надзора и планирования.