Появляются отказы в элементах, срок службы которых ниже, чем пролетных строений (в покрытии, деформационных швах, системе водоотвода, изоляции и т. д.). Продолжительность второго этапа определяется временем, за которое вероятность безотказной работы пролетного строения снижается до 0,9, т.е. индекс надежности уменьшается до 1,3.

Возникновение дефектов.

Возникновение дефектов.

За этот период за мостом ведется уход и периодически выполняются профилактические работы в рамках работ по содержанию [7]. Продление указанного этапа возможно при проведении планово-предупредительных работ (ППР), которые могут отодвинуть работы по ремонту и капитальному ремонту моста на 5-15 лет. Экономическая целесообразность такого «смещения» капитальных затрат очевидна.
Снижение надежности на 1,7 индекса (точка Б на рис. 12) означает, что дальнейшая эксплуатация моста по первоначальной схеме невозможна, мост должен закрываться на ремонт или реконструкцию, поскольку работоспособность пролетных строений оказалась исчерпанной. Если выполнение ремонта задерживается и по какимто причинам должно быть перенесено на более поздний срок, дальнейшая временная эксплуатация моста возможна лишь при пересмотре условий нагружения сооружения, т.е. при введении существенных ограничений по массе временной нагрузки и изменении условий движения. Чаще всего после такой временной эксплуатации (участок Б-В на рис. 12) требуется замена сооружения. Продолжительность этого этапа составляет, как правило, 5-10 лет.
Третий этап - эксплуатация сооружения после ремонта. Продолжительность третьего этапа (участок А'-В' на рис. 12) определяется временем достижения такого состояния сооружения, когда при максимально возможных ограничениях по временной нагрузке вероятность безотказной работы пролетных строений опять достигает 0,9.
Предельный срок службы моста Т^ установлен по повторному отказу и характеризует такое состояние, когда ремонтные мероприятия оказываются менее выгодными, чем замена моста.
Ориентируясь на приведенную схему эксплуатации, можно уточнить цели управления мостами.
• Увеличение периода бездефектной эксплуатации То, что можно осуществить, повысив качество строительных работ (например, за счет организации постоянного контроля на всех уровнях и сопровождения работ) и обеспечив постоянный уход за сооружением с самого первого дня эксплуатации.
• Уменьшение темпа износа элементов (изменение угла наклона линии А-Б на рис. 12), которое можно осуществить, проводя постоянный надзор за сооружением и своевременное выполнение профилактических работ.
• Выполнение планово-предупредительных работ ранее, чем будет исчерпана работоспособность (линия 3 на рис 12), что можно эффективно осуществить только при условии организованного надзора и планирования.

Ключевые слова: , , ,