Оценка экономической целесообразности вариантов усиления пролетного строения или замены его новым по строительным стоимостям с учетом эффективности отдаления капитальных вложений является недостаточно совершенной, поскольку при этом не учитываются затраты, вызванные ограничениями движения поездов, а также дополнительные эксплуатационные расходы и др.
Исследуя этот вопрос, НИИ мостов ЛИИЖТа разработал более совершенную методику определения экономической эффективности усиления и замены металлических пролетных строений железнодорожных мостов, основанную на сравнении вариантов по приведенным затратам с учетом фактора времени. По этой методике при определении приведенных затрат, кроме строительной стоимости, учитывают дополнительные текущие эксплуатационные расходы, оборотные средства и капитальные вложения, возникающие в результате ограничения скорости движения поездов и предоставления «окон» в процессе производства работ.Из существа рассмотренной в самом общем виде методики видно, что она при всей ее несложности требует учета разносторонних параметров и факторов, часть из которых изменяется со временем по объективным причинам, а некоторые могут быть изменены с целью отыскания оптимального варианта. Решение задачи в таком плане следует делать на ЭВМ, руководствуясь принципами оптимизации.
В связи с тем что разработанная НИИ мостов методика определения экономической эффективности усиления и замены пролетных строений нуждается в дальнейших уточнениях, ее изложение дано в общем виде. Одной из причин, вызывающей необходимость реконструкции мостов, является физический износ пролетных строений и опор. Степень этого износа определяют натурными обследованиями, а в необходимых случаях — и испытаниями, выполняемыми мостообследовательски-ми станциями и лабораториями МПС, а также специальными комиссиями.
При реконструкции моста вследствие недопустимого физического износа его элементов в общем случае заменяют старые пролетные строения новыми и усиляют или переустраивают опоры. При этом разбивку моста на пролеты чаще всего сохраняют, но иногда и изменяют. Необходимость пересмотра схемы моста может быть продиктована рядом причин, например изменениями в режимах реки, невозможностью применить типовые конструкции пролетных строений взамен старых и т. п. При замене пролетных строений следует применять типовые конструкции для новых мостов или специально разработанные для замены старых, а в индивидуальных решениях максимально использовать элементы типовых конструкций.