К основным причинам расстройства кладки каменных мостов относятся: неудовлетворительное состояние водоотводов и изоляции; несвоевременная и некачественная расшивка швов; неравномерная осадка опор, неправильное раскружаливание; воздействие временной нагрузки, а также атмосферных и температурных факторов.
Указанные причины в большинстве случаев вызывают появление трещин в кладке сводов и опор. Наиболее характерными для каменных мостов, являются трещины в пятах и замках свода, направленные перпендикулярно его оси, а также продольные. Довольно часто трещины образуются в кладке щековых стенок надсводного строения, в том числе из-за пучения грунта между ними. В опорах каменных мостов расстройства кладки происходят вследствие повышенного динамического воздействия обращающихся нагрузок и от выветривания. В каменных мостах ремонтные работы в основном сводятся к восстановлению гидроизоляции сводов и надсводного строения, устранению расстройств швов кладки, заделке трещин, защите кладки от выветривания. Эти ремонтные работы выполняют способами, изложенными в § 37.
Способы усиления пролетных строений каменных мостов весьма ограничены. В большинстве случаев усиления достигают разгрузкой сводов, а иногда устройством дополнительных сводов. Опоры каменных мостов усиляют железобетонными оболочками методами, изложенными в § 39.
Для разгрузки сводов удаляют надсводные заполнения и укладывают железобетонную плиту, снимающую нагрузку со всего свода или части его. При удалении надсводного строения со всего пролета и укладке плиты с опиранием на опоры достигается полная разгрузка свода (исключая работу от собственного веса). В тех же случаях когда надсводное строение убирают лишь на части длины пролета и плиту опирают на концевые его участки, имеет место частичная разгрузка свода.
Во избежание существенного изменения отметки проезда на мосту конструкцию перекрытия свода делают с минимальной строительной высотой, применяя предварительно напряженный железобетон или армирование жесткой арматурой. В некоторых случаях, например когда каменный мост расположен в пределах или вблизи населенного пункта, по архитектурным соображениям щековые стенки надсводного строения сохраняют.
Дополнительные своды делают из бетона или железобетона и размещают над существующими сводами или под ними, а также в виде арок, примыкающих к старому своду с обеих сторон (рис. 132).
Сооружение свода над существующим (рис. 132, а) проще в производстве работ и позволяет полностью включить новый свод в работу и разгрузить старый свод. Однако при этом способе усиления на время работ требуется закрывать движение поездов или применять разгрузочные пакеты, что осложняет условия производства работ. Возможность устройства нового свода над старым определяется наличием достаточной высоты над замком старого свода.