Проезжая часть этих пролетных строений в виде системы продольных и поперечных балок имела ряд существенных недостатков (шарнирное опирание поперечных балок в узлах ферм; прикрепление продольных балок к поперечным без «рыбок»; отсутствие поясных горизонтальных листов у продольных балок; опирание мостовых брусьев на элементы связей между продольными балками и др.).

Проезжая часть моста.

Проезжая часть моста.

Эти конструктивные особенности ряда типов старых пролетных строений обусловливали соответствующие расстройства в элементах главных ферм, проезжей части и повышенные эксплуатационные расходы. Так, в процессе эксплуатации пришлось переустраивать шарнирное опирание поперечных балок в нешарнирное, усилять прикрепление продольных балок к поперечным постановкой «рыбок», дополнительных заклепок, ставить заклепки большего диаметра или высокопрочные болты, усилять пояса продольных балок и др. Элементы главных ферм в связи с ростом поездных нагрузок планомерно усиляли по грузоподъемности сечений и прикреплений. Многие элементы в отмеченных типах пролетных строений потребовалось усилить из-за их чрезмерной гибкости (растянутые раскосы, связи между фермами, стойки и подвески). Общим для пролетных строений ранних проектировок является наличие в них конструктивных несовершенств, создающих условия для интенсивной коррозии многих элементов и узлов (так называемые пазухи и мешки, щели в пакетах листов, отсутствие дренажных отверстий в коробчатых нижних поясах, большие расстояния между заклепками и др.).
При эксплуатации указанных типов пролетных строений наиболее часто расстраивались заклепочные соединения в элементах проезжей части и в прикреплениях решетки главных ферм к узлам.
В последние годы в элементах этих пролетных строений участились случаи появления трещин большей частью усталостного характера. Наиболее часто трещины обнаруживаются в фасонках связей проезжей части и главных ферм, в стенках и поясах продольных балок и уголках прикрепления, в сжато-растянутых раскосах по первым трем рядам прикрепления заклепками к узлам ферм.
Опыт эксплуатации мостов, построенных по первым отечественным нормам, а также исследования работы различных систем мостов позволили в проектах по нормам нагрузки 1907 г. улучшить конструкцию пролетных строений (рис. 4). В этих пролетных строениях фермы имеют, как правило, простую треугольную или шпренгельную решетку, исключены шарнирное опирание поперечных балок и плоские элементы решетки ферм, улучшена конструкция проезжей части, стыков и прикреплений. Необходимо отметить, что пролетные строения, запроектированные по нормам нагрузки 1907 г., по грузоподъемности и прочим требованиям в основном удовлетворяют эксплуатации их под обращающимися и в настоящее время нагрузками.

Ключевые слова: , ,