Химический способ очистки основан на применении смывки СП-6 (для удаления старой разрушившейся краски) и грунтовок — преобразователей ржавчины ВА-01 ГИСИ или ВА-0112.Ручную очистку выполняют при помощи специальных скребков, проволочных щеток, зубил и т. д.
Во время очистки необходимо тщательно осматривать элементы конструкции с целью обнаружения в них дефектов. Обнаруженные дефекты должны быть зарегистрированы и устранены.
Очистка является очень важным этапом работ, влияющим на качество окраски, а поэтому ее необходимо выполнять с соблюдением всех предъявляемых требований. Очищенную поверхность должны проверить и принять к окраске мостовой мастер или другое ответственное лицо.
Перед грунтовкой очищенную поверхность надлежит обезжиривать при помощи кистей, щеток или ветоши, обильно смоченными уайт-спиритом или бензином, с последующей протиркой поверхности насухо.
После высыхания грунтовки раковины, щели и другие углубления заделывают шпаклевкой или герметикой, например 14ТЭП-4. Материалом для шпаклевки при использовании полимерных лакокрасочных материалов могут служить ЭП-00-10, ХВ-005, ХВ-004. При окраске масляными красками шпаклевку в виде пасты изготовляют из мелового порошка, сухого свинцового или железного сурика и льняной натуральной олифы в пропорции 4:2:1. Просохшие зашпаклеванные участки окрашивают.
Чтобы не пропустить какой-либо слой окраски, каждому из них придают свой оттенок. Нанесение последующего слоя начинают после высыхания предыдущего. Окраску ведут при температуре не ниже +5° С.
При больших объемах работ окраску производят механизированным способом с пневматическим или безвоздушным распылением или в электростатическом поле. На рис. 101 показана схема оборудования для механизированной окраски с пневматическим распылением. Сжатый воздух под давлением 3—4 кгс/см2 от компрессора / по шлангу 2 поступает в воздухоочиститель 3, где он очищается от воды и масла. Далее очищенный воздух подается к распределителю краско-нагнетательного бачка 4. Отсюда одна часть воздуха пропускается через редуктор, где давление понижается до 1,5 кгс/см2, в красконагнетательный бачок, а другая по воздухопроводу 2 направляется к пистолету-краскораспылителю 5. Краска из красконагнетательного бачка под давлением 1,5 кгс/см2 по шлангу 6 также подается к пистолету-краскораспылителю, которым ее наносят на окрашиваемую поверхность. Для механизированной окраски с пневматическим распылением используют компрессоры производительностью 10 —? 30 м3/ч при давлении сжатого воздуха 3 — 4 кгс/см2, красконагне-тательные бачки емкостью 10 — 25 л и пистолеты-краскораспылители типов КР-Ю, КРУ-1 и др.
При безвоздушном распылении используют установку УБРХ-1М, а при окраске в электростатическом поле — УЭРЦ-4 с ручным электрораспылителем.
Пролетные строения со сплошными балками наиболее рационально окрашивать механизированным способом с безвоздушным распылением, а со сквозными фермами — в электростатическом поле.
При малых объемах работ окраску выполняют вручную кистями.
Работы при окраске мостов необходимо выполнять при строгом соблюдении правил техники безопасности.
При производстве работ по очистке и окраске используют смотровые приспособления, специальные подмости, люльки и т. п. Рабочие, занятые окраской по высоте более 2 м, должны быть обеспечены страховочными поясами. Очистку конструкции пескоструйным аппаратом, огневыми способами и с использованием зубил следует выполнять с обязательным применением средств индивидуальной защиты и в спецодежде.