Наиболее распространенным дефектом железобетонных мостов являются трещины в бетоне. В конструкциях из обычного железобетона в зонах, работающих на растяжение, появление трещины неизбежно, так как действительные деформации бетона превышают его так называемую растяжимость.
При правильном конструировании эти трещины не должны иметь раскрытий, превышающих 0,2 мм. Считают, что при таком раскрытии трещин в мостовых конструкциях не возникнет ржавления арматуры и, следовательно, не произойдет существенного снижения долговечности.
Трещины в предварительно напряженных железобетонных конструкциях с напряженной арматурой в виде проволочных пучков, отдельных проволок или канатов наиболее опасны. При доступе влаги к арматуре через трещины площадь ее сечения вследствие коррозии быстро уменьшается.
В некоторых случаях сами трещины, снижая несущую способность поперечного сечения элемента, являются причиной уменьшения грузоподъемности пролетных строений. Это прежде всего относится к предварительно напряженным конструкциям, например при наклонных трещинах в стенках балок.При оценке опасности различных типов трещин необходимо тщательно анализировать их влияние на .эксплуатационные характеристики конструкций, учитывая при этом и тенденции к развитию трещин.Наклонные трещины 2 в стенках балок образуются в основном вследствие силового воздействия главных растягивающих напряжений, а также в результате температурно-усадочных деформаций. Эти трещины особенно опасны в предварительно напряженных пролетных строениях, так как могут значительно снижать их грузоподъемность, что требует расчетной проверки.
Продольные трещины в местах примыкания плиты балластного корыта к стенкам балок 3 также относятся к категории опасных, вносящих изменения в работу конструкции под нагрузкой, и требуют соответствующего внимания и учета при расчетах грузоподъемности. Одной из главных причин образования этих трещин являются нарушения в технологии изготовления пролетных строений.
Поперечные трещины в плите 4 вызываются главным образом перетяжкой нижней продольной арматуры и изгибающими моментами, создаваемыми при установке балок кранами. В процессе эксплуатации постоянные и временные нагрузки способствуют закрытию этих трещин.
Поперечные трещины в нижних поясах предварительно напряженных пролетных строений 5 свидетельствуют о недостаточном натяжении напрягаемой арматуры, значительных потерях натяжения в результате усадки, ползучести бетона и нарушении нормальной работы анкерных устройств. Эти трещины - не снижают несущей способности пролетного строения, но могут способствовать развитию коррозии арматуры.