Образование и развитие коррозии металла особенно свойственно для пролетных строений с ездой поверху, элементы и узлы которых в большей степени подвергнуты засорению. В пролетных строениях с ездой понизу корродируют главным образом элементы, расположенные ниже уровня мостового полотна.
Различают два вида коррозии: поверхностную—-распределенную по поверхности элемента и местную — в виде очагов.
Поверхностной коррозии подвержены главным образом элементы нижних поясов ферм, пояса балок проезжей части, связи между фермами, а также связи между продольными балками.
В нижних поясах главных ферм вследствие отсутствия или недостаточности дренажных отверстий, а также в результате плохой очистки образуется застой воды и скопление грязи, вызывающие коррозию всех внутренних элементов сечения коробки.
Развитие местной коррозии часто отмечается в элементах проезжей части (рис. 28).
В продольных балках проезжей части чаще всего подвергаются коррозии верхние горизонтальные листы, а при их отсутствии — горизонтальные полки верхних поясных уголков в местах контакта с мостовыми брусьями. Ускоренный процесс коррозии здесь объясняется быстрым разрушением слоя краски, а также контактом металла с увлажненной древесиной.
В узлах прикрепления продольных связей к поясам главных ферм и продольных балок развивается коррозия от скопления в этих местах грязи. У поперечных балок местной коррозии подвергаются верхние горизонтальные листы и фасонки в нижних узлах прикрепления к главным фермам.
Коррозия может проявляться в виде распучиваний элементов сечений от образования продуктов коррозии в зазорах между листами или полками уголков (рис. 29). Этот вид повреждения является, как правило, результатом конструктивных недостатков -— «мешков», «щелей», «пазух», большого шага заклепок и т. д., особенно характерных для пролетных строений с многораскосными и многорешетчатыми фермами. Плоские раскосы таких пролетных строений образованы парными листами, объемлющими в узлах вертикальный лист пояса; нижние узлы прикрепления раскосов к поясам ферм и являются в них наиболее уязвимым местом. Коррозионные повреждения этого типа наблюдаются также в элементах нижних поясов главных ферм и в диагоналях нижних продольных связей, состоящих из двух уголков с большим шагом соединительных заклепок.
Анализ показывает, что скорость развития коррозии при неблагоприятных условиях достигает в среднем 0,1—0,2 мм в год.
Окраска является основным профилактическим средством защиты металла от коррозии. Легче предотвратить появление коррозии, чем бороться с ней.
При обследованиях металлических пролетных строений мостов в отношении неблагоприятных влияний коррозии важно выявить все неблагополучные места, с тем чтобы выработать специальные профилактические меры. Ослабление элементов сечений коррозией учитывается в расчетах их грузоподъемности.