Непосредственное воздействие наледей на сооружения заключается в заполнении отверстий льдом, выходе наледных вод на полотно дороги, покрытии слоем льда верхнего строения пути.
В случаях когда отверстие сооружения заполняется льдом постепенно и замкнутых линз не возникает, разрушение кладки сооружения не происходит, но если не принять мер по выколке льда и пропуску наледных вод в зимний период, то возникает прямая угроза разрушения мостового перехода паводковыми водами, а также при невысоких насыпях выхода наледных вод на путь, что опасно для движения поездов.
К непосредственному воздействию наледей на сооружения относятся физико-химические воздействия. Наледные воды, переходя в лед, в течение одного зимнего периода могут десятки раз омывать при весьма низких отрицательных температурах бетонные поверхности сооружений, а затем плотно смерзаться с ними. Это приводит к изменению структуры бетона поверхностного слоя и, в конечном итоге, к его выщелачиванию.
Особую опасность для сооружений представляют наледные бугры (гидролакколиты). Лед гидролакколитов ввиду наличия внутри бугра гидростатического давления пучится, вовлекает в движение опоры мостов, оголовки, конуса насыпей подходов. Возможны случаи подъема наледным бугром целых пролетных строений с опорных частей и даже их разрушения.
Косвенные воздействия проявляются в виде мерзлотных, гидрогеологических и других явлений, действующих или усиливающих свое действие при образовании наледи у сооружения. Наледи на переходах всегда вызывают скопление воды в зимний период с верховой стороны, что приводит при определенных условиях к пучению грунтов за оголовками труб и непосредственного земляного полотна, а при наличии мерзлых грунтов в основании — к деградации. В случае замерзания наледных вод в швах звеньев или секций труб происходит расстройство швов, продольная растяжка звеньев, деформация оголовков и фундаментов.
К косвенным воздействиям также следует отнести сплывы откосов и разжижение грунтов насыпей, происходящие во время таяния наледей, а также механические повреждения поверхностей бетона и железобетона во время выколки льда из отверстий сооружений.
Для нормальной эксплуатации малых мостов и труб, эксплуатируемых на переходах с наледями, требуется периодически выкалывать лед из отверстий, пропускать по ледовым канавам наледные воды, а иа отдельных объектах организовывать круглосуточное дежурство рабочих. Осуществление всех этих мероприятий связано с большими затратами труда и времени.
Условия эксплуатации мостов и труб на переходах с наледями существенно улучшаются постройкой противоналедных сооружений, обеспечивающих или задержание наледи и наледной воды с верховой стороны, или пропуск наледной воды в низовую сторону перехода. Выбор способа противоналедной борьбы зависит от типа наледи и искусственного сооружения, высоты насыпи, причин и условий, определяющих развитие наледей.