Металлические пролетные строения малых длин, как правило, заменяют при помощи стреловых, шлюзовых, консольных и консольно-балочных кранов под прикрытием «окна» в движении поездов. При этом консольным краном ГЭПК-130-17,5 можно заменять пролетные строения с ездой понизу длиной до 45 м. Продолжительность «окна» составляет 6 — 8 ч.
Минимальной продолжительности «окна» достигают в тех случаях, когда новое пролетное строение заблаговременно доставлено к мосту и установлено в положение, удобное для взятия краном.
Для замены металлических пролетных строений длиной до 25 м специально разработан консольно-балочный кран, состоящий из несущей балки, ходовых тележек и подъемных лебедок. Передвигают кран локомотивом. При замене пролетных строений консольно-балочным краном работы выполняют в такой последовательности (рис. 134). На ближайшем к мосту раздельном пункте или непосредственно у моста поперечной передвижкой подводят под кран новое пролетное строение. С устанавливаемым пролетным строением кран заводят на мост и снимают заменяемое пролетное строение (положение I). Затем кран передвигают в положение II, устанавливают новое пролетное строение и после восстановления пути кран со снятым пролетным строением уводят на ближайший раздельный пункт или разгружают пролетное строение вблизи моста на ось пути, а оттуда сдвигают на подготовленные заранее подмости. Освободившийся кран в такой же последовательности используют для замены второго пролетного строения и т. д.
При замене пролетных строений консольными кранами следует иметь в виду, что консольный кран из-за недостаточного вылета стрелы не может застропить по центру тяжести пролетные строения длиной 45 м. Чтобы исключить перекос пролетного строения при подъемке, следует на коротком его конце укладывать пригруз. Величину при-груза определяют по фактическому весу пролетного строения и эксцентриситету строповки.
Пролетные строения длиной свыше 45 м заменяют поперечной передвижкой или с использованием плавучих средств. Приемы ведения работ указанными способами, а также применяемое при этом оборудование изучают в курсе «Организация, и планирование строительства мостов». Однако требование минимального ограничения движения поездов при реконструкции мостов вносит свои особенности в эти способы замены пролетных строений.
Так, при замене пролетных строений поперечной передвижкой (рис. 135) в каждом пролете с верховой и низовой сторон сооружают подмости для сборки нового и разборки старого пролетного строения, а также устройства для их передвижки. При замене же пролетных строений при помощи плавучих средств устраивают самостоятельные пирсы для сборки новых и разборки старых пролетных строений, а также используют два комплекта плавучих средств — один для снятия, а другой для установки пролетных строений.
Способ замены пролетных строений выбирают на основании технико-экономического анализа с учетом директивного срока реконструкции моста, а при замене пролетных строений в судоходных пролетах, кроме того, и требований судоходства.
Замена пролетных строений поперечной передвижкой может быть осуществлена в любое время года и практически при любых местных условиях. В то же время замена пролетных строений с использованием плавучих средств ограничена по времени года и в целом ряде случаев невозможна из-за недостаточных глубин реки. При технико-экономической оценке способов замены пролетных строений в первом приближении можно считать, что замена с использованием плавучих средств выгоднее замены поперечной передвижкой при четырех пролетах и более.