Полученные в результате испытаний и обработки данные используют для оценки действительной работы конструкции.
При этом на основании анализа этих данных возможно решение ряда задач: оценка принятого метода расчета конструкций; выявление характера воздействия на сооружение определенного вида нагрузки; оценка качества изготовления конструкций; выявление действительного характера напряженного состояния элементов сложной формы или соединений; выявление влияний дефектов и их развития и др. Для решения таких задач необходимо провести хорошо продуманный эксперимент, получить его результаты и соответствующим образом их обработать.Для оценки принятой методики расчета полученные по ней данные сравнивают с соответствующими результатами экспериментов. При определении расчетных данных весьма важно, чтобы расчетные нагрузки строго соответствовали испытательным (по весу и положению их на сооружении), а принятые в расчете геометрические размеры элементов и характеристики материала — действительным. Значения расчетных усилий обычно принимают по линиям влияния. Неучет отдельных факторов в расчетах приводит к тому, что расчетные данные могут отличаться от действительных. Как правило, в расчетах различные приближения задают с отклонениями в сторону запаса. Поэтому расчетные данные, связанные с силовыми воздействиями (напряжения, деформации, различные перемещения), обычно превышают действительные.Конструктивные поправки целесообразно принимать во внимание при оценке грузоподъемности.
Анализ расчетных и экспериментальных данных позволяет разработать предложения по дальнейшему совершенствованию расчетов.
Важными обобщающими характеристиками качества конструкции могут служить общие и особенно остаточные деформации. Наличие остаточных прогибов пролетного строения свидетельствует о появлении -неупругих деформаций в отдельных его элементах и узлах. Например, в клепаных пролетных строениях остаточные прогибы могут быть связаны со сдвигами в заклепочных соединениях, в сварных—с наличием высоких остаточных напряжений, в деревянных — с неплотностями и со смятием во врубках. В каждом конкретном случае необходимо установить причины остаточных деформаций и оценить их влияние на прочность и долговечность конструкции.
При исследовании эксплуатируемых мостов приходится выяснять причины различных дефектов. Для этого нередко проводятся комплексные испытания с целью выявления роли тех или иных факторов в образовании дефекта. В этом случае анализ результатов испытаний носит также комплексный характер, в результате которого выявляют параметры каждого фактора, взаимодействие различных факторов и их роль в образовании дефекта. Например, при выявлении причин усталостных разрушений необходимо проанализировать напряженное состояние в зоне зарождения трещины усталости и характер его изменения, результаты испытаний материала, интенсивность движения поездов, их виды, режимы нагруженности и др.
Всесторонний анализ результатов испытаний позволяет более глубоко понять действительный характер работы моста для оценки его надежности и долговечности, совершенствования методов расчета, проектирования и усиления. Анализ результатов испытаний в особенности для решения специальных задач должен базироваться на использовании методов математической статистики и теории вероятностей.