Контроль качества работ по содержанию сооружений в необходимом объеме пока не проводится ни в процессе, ни после выполнения работ, относящихся в основном к профилактике и ППР. В первую очередь это связано с отсутствием методических и нормативных документов. Их разработка предусмотрена Программой [65], подготовленной Росдорнии по заданию Федерального дорожного агентства Минтранса России.
С позиции контроля качества ремонт можно разделить на два этапа — планирование ремонта (подготовка к ремонту) и непосредственно выполнение ремонтного мероприятия.
На первом этапе контрольные функции осуществляются трижды:
- при проведении диагностики, в процессе которой будет установлено, что мост имеет такой показатель качества (состояния), при котором необходимо выполнять именно ремонт;
- при проведении предпроектного обследования, когда оценка не только уточняется, но и дается прогноз ее изменения (перехода сооружения в другое состояние);
- после проектирования (экспертиза проекта).
На втором этапе (непосредственно ремонт) осуществляется оценка качества уже отремонтированного объекта. Особенностью предлагаемой СУЭМ является то, что в ней предусмотрено более широкое использование контроля качества работ в процессе их выполнения.
В процессе ремонта в каждый момент может быть нарушена технология производства работ, что приведет к ускорению старения конструкций. Самая эффективная мера по предупреждению нарушения технологии — осуществление постоянного пооперационного контроля, который в России получил название «техническое сопровождение». Эффективность такого сопровождения подтверждена при реализации программы ремонта мостов с использованием средств кредита МБРР (1997-1999 гг.).
Сопровождение при ремонте (реконструкции) предусматривает постоянную технологическую проверку, в которой можно выделить следующие конкретные работы:
- контроль поступающих на строительную площадку материалов и конструкций (бетонной смеси, арматуры, железобетонных конструкций, изоляции, стальных конструкций) как по показателю «качество», так и по наличию соответствующих документов, в том числе сертификатов;
- проверка условий хранения материалов;
- контроль правильности^установки или укладки конструкций или материалов;
- проверка последовательности выполнения работ и соответствие существующим предписаниям и технологическим картам;
- оценка изменений или отступлений от проекта, неизбежных при любом строительстве, с позиции качества.
В определенных случаях вполне допустим выборочный контроль технологии, учитывая наличие авторского надзора проектной организацией (эпизодические выезды на мост, в основном для согласования изменений), внутреннего технического контроля у подрядчика и периодического посещения объекта заказчиком с контрольными функциями. Однако пока, к сожалению, отсутствует документ, в котором была бы проведена граница между постоянным и выборочным контролем. Учитывая накопленный ранее опыт, составление подобного документа не представляет сложностей.
В настоящее время сформулированы условия, при которых необходим постоянный технологический контроль при ремонте (реконструкции) [71]. Реализация этих условий предусмотрена в новой системе управления мостами.
Таким образом, организация контроля качества мостовых работ, предусмотренная СУЭМ, включает в себя:
- расширение практики технического сопровождения проектов (в том числе научно-технического) при ремонте мостовых сооружений;
- организацию систематического контроля качества работ по содержанию;
- обучение работников подрядных организаций (проектных и строительных) новым технологическим операциям;
- ознакомление контролирующих органов с новыми материалами, конструкциями и технологиями.