В предложенной модели СУЭМ важное место занимает контроль качества работ на различных этапах разработки и функционирования сооружения.
Начальный этап создания конструкций - обоснование инвестиций. Предполагается, что создаваемая СУЭМ будет затрагивать вопросы качества инвестиций. В первую очередь это будет касаться правильного определения эксплуатационных затрат для будущего сооружения, которые зависят от выбранной модели старения конструкции. Ранее при обосновании инвестиций старение пока несуществующего моста никак не учитывалось. Однако на основании исследований за последние 15 лет, направленных на изучение закономерностей старения любых конструкций в различных климатических зонах, получен огромный сшж:ашша*й материал,, ншсделало решение этой задачи (прогнозирование) вполне возможным. В настоящее время имеются усредненные графики старения для большого числа конструкций и элементов [52, 56, 69,70].В результате наметилась тенденция возврата к старому принципу выбора решения — «новое всегда лучше старого», из-за чего бывают случаи, когда экспертиза согласовывает замену конструкций в «молодом» возрасте, т.е. не используются реальные возможности конструкций. Незнание работ, которые необходимо проводить по увеличению долговечности конструкций, приводит к существенному перерасходу средств. Отсутствие в проектах раздела «Прогнозирование» затрудняет объективную оценку вариантов при проектировании. Вполне возможно, что при реализации СУЭМ потребуется пересмотреть требования к составу проектной документации с тем, чтобы были созданы условия для реализации принципа экономической целесообразности, упомянутой в отраслевой Концепции [10].
Еще одним важнейшим (с позиции качества) моментом создания конструкций считается строительство. В проектировании и строительстве заложены основные резервы в увеличении периодов бездефектной эксплуатации и сохранения сооружения в работоспособном состоянии. Однако наличие авторского надзора и существующего технического надзора заказчика оказывается в настоящее время недостаточным для предупреждения нарушений требований проекта. Оценка уже построенного с недостатками сооружения помимо простой фиксации «ущербного» моста мало что дает. Нужны упреждающие меры.
Целесообразно повысить требования и узаконить (например, предусматривать в смете) технологический контроль заказчиком или независимой организацией. При сложности устранения уже сделанного брака было бы правильным компенсировать подрядчиком увеличенные эксплуатационные расходы. Методическая основа для определения объема компенсации имеется.