Предлагаемая система оценки состояния базируется на многолетнем опыте постоянной работы Росдорнии по улучшению системы управления состоянием мостов на федеральной сети автомобильных дорог России и учитывает зарубежный опыт в данном вопросе.

Подход к оценке состояния.

Подход к оценке состояния.

Указанный опыт позволил в настоящее время сформулировать требования к системе оценки состояния мостовых сооружений, которые включают следующие положения:
• система оценки состояния должна быть максимально приближена к объективной, что достигается за счет:
- регулярного надзора, усложняемого с ухудшением состояния мостовых сооружений;
- многокритериального анализа состояния (достаточен анализ по трем потребительским свойствам);
- отказа от трех-, четырехбалльной и перехода на шести-, семибалльную систему оценки состояния;
• система оценки состояния должна быть взаимоувязана с системой надзора и системой эксплуатации; изменение системы оценки состояния может быть только при изменении классификации работ;
• оценка состояния всего сооружения должна выставляться по конкретным показателям его технического состояния (по категориям состояния), которые определяются по категориям состояния каждого элемента и учитывают влияние этого состояния на потребительские свойства;
• оценка состояния должна учитываться в прогнозировании и планировании работ на эксплуатируемых сооружениях, в том числе в прогнозировании ресурсов.
При подготовке рекомендаций по оценке состояния для системы управления эксплуатацией мостов были разработаны:
- классификация конструкций;
- каталог элементов (на основании классификации конструкций);- каталог дефектов;
- система надзора, предусматривающая усложнение работ при ухудшении состояния мостов и включающая постоянный осмотр, периодические осмотры, диагностику, обследование, специальные обследования (исследования) и мониторинг (см. рис. 8);
- классификация работ по содержанию (три вида работ) и ремонту (три вида работ) сооружений; для работ по содержанию составлен подробный перечень и определена периодичность их проведения.
Для потребительских свойств «Безопасность движения» и «Долговечность» (рис. 18) определены конкретные показатели, выражаемые числом - безопасной скоростью (км/ч) и сроком службы (годы).
Особенностью предложенной системы оценки состояния является и то, что оценка сооружению выставляется в зависимости от цели принимаемого решения:
- цель № 1 — определить условия эксплуатации сооружения,
- цель № 2 — разработать планы работ по ремонту и реконструкции (от текущих до долгосрочных).
Условия эксплуатации устанавливаются по оценкам состояния моста, выставляемым по двум потребительским свойствам - грузоподъемности и безопасности движения. На их основании можно определить не только уровни допускаемых ограничений (массу транспортных средств и скорость движения), но и вид ремонтных работ, с помощью которых должны быть восстановлены утраченные показатели (табл. 13).
При среднесрочном и долгосрочном планировании (на период свыше 5 лет) оценка дается по показателю износа, представляющему собой показатель качества конструкции или восстановительной стоимости и отражающему накопление со временем различных повреждений в элементах и конструкциях сооружения. Именно с помощью показателя износа, используя закон накопления повреждений [56], можно определить моменты перехода моста из одного состояния в другое и прогнозировать соответствующие затраты. Из сопоставления значений износа на определенный год планирования находят наиболее приоритетные объекты для программ ремонтных работ.

Ключевые слова: , ,