Вопрос об управлении эксплуатацией мостов впервые был поставлен перед Росдорнии (тогда Гипродорнии) в начале 70-х годов прошлого века. Однако сразу предложить новый подход к системе эксплуатации и системе управления эксплуатацией мостов данной организации (единственной на тот момент работающей в области эксплуатации мостов) оказалось не по силам.
И основной причиной этого было отсутствие информации о сооружениях, достаточной для принятия единственно правильного решения о судьбе того или иного сооружения.
Работа по созданию системы управления началась с формирования базы данных о мостах на дорогах общегосударственного значения (2500 сооружений), на что ушло более трех лет, и определения четкой системы эксплуатации. В результате К1975 г. впервые в Европе была создана информационно-поисковая система ИПС-«МОСТ» (в мире до того момента существовала лишь одна автоматизированная система в США). В 1975 г. были опубликованы ВСН 24-75 [13], которые включали классификацию работ по содержанию и ремонту, т.е. фактически была узаконена система эксплуатации мостов.
Классификация работ по ремонту и содержанию включала четыре вида воздействия:
- содержание - работы по очистке всех элементов и конструкций от грязи и снега, по уходу за подмостовыми пространствами и пропуску льда и паводков; надзор за сооружениями;
- текущий ремонт - ликвидация мелких повреждений;
- средний ремонт — восстановление элементов и конструкций, замена поврежденных элементов мостового полотна;
- капитальный ремонт - усиление и частичная замена несущих конструкций, перестройка и строительство малых и средних мостов.
Особенностями этой классификации были необходимость постоянного надзора и финансирование некоторых строительных работ за счет средств капитального ремонта.Необходимость постоянных работ по осмотрам и обследованиям, целью которых было установить состояние сооружений и определить соответствующий вид ремонта, т.е. найти источник финансирования, предопределила разработку документа по сбору и обновлению данных о мостах для ИПС-«МОСТ», что и было сделано в 1978 г. [14].
Разработанное Методическое руководство впервые увязывало надзор и оценку состояния конструкций по результатам надзора с системой эксплуатации и финансированием. В частности, надзор предусматривал проведение осмотров мостов, в результате которых устанавливали необходимость текущего ремонта, и регулярных обследований (через 10 лет), которые должны были устанавливать необходимость проведения среднего и капитального ремонта. При этом оценка состояния сооружения давалась по трем критериям, каждый из которых отражал потребительское его свойство - грузоподъемность (требовалось определить показатель снижения грузоподъемности КН), пропускную способность (по показателю снижения расчетной скорости КП) и долговечность (по показателю снижения срока службы КД), Получился.вполне логичный подход к оценке состояния и принятию решения:
- при общей оценке состояния сооружения «хорошо» (КН=КП=КД=1,0) принималось решение о выделении средств на содержание;
- при общей оценке состояния сооружения «удовлетворительно» (сочетание коэффициентов КН, КД и КП дано в табл. 7) принималось решение о необходимости выполнения текущего ремонта;
- при оценке состояния сооружения «неудовлетворительно» (см. табл. 7) принималось решение о необходимости выполнения среднего или капитального ремонта (при снижении грузоподъемности на 90% КН=0,1 — мост считался аварийным, в связи с чем требовалась его перестройка).
Таким образом, оценка состояния была впервые увязана с определением вида ремонтных работ.