Вторая особенность СУЭМ - предложенное изменение системы оценки состояния мостов. Для более объективного определения оптимального времени проведения тех или иных мероприятий, т.е. обеспечения своевременности, предложен новый подход к оценке состояния конструкций.
Суть нового подхода заключается в многокритериальном анализе состояния.
В качестве критериев применяются, в первую очередь, показатели потребительских свойств сооружения - грузоподъемности, безопасности и долговечности. Кроме того, оценивается изменение первоначального состояния всех элементов с помощью показателя износа, используемого при планировании. Оценка состояния конструкций и сооружения в целом определяется категорией состояния, по которой устанавливают вид воздействия, источник финансирования и предварительные затраты на восстановление (особенно важно при планировании работ).
Оценка состояния мостовых сооружений - важнейший элемент системы управления мостами, дающий возможность принять правильное решение об условиях их эксплуатации. Она может рассматриваться как подсистема в СУЭМ, с помощью которой увязываются два ее уровня — сбор информации о мостах и реализация принятого решения. Поэтому, говоря об оценке состояния сооружения, нельзя не учитывать вопросы, связанные с определением (фиксацией) этого состояния и самой эксплуатацией мостов.
Условия эксплуатации традиционно регламентируются рядом документов, содержащих Классификацию ремонтных работ, рекомендации по содержанию, определению грузоподъёмности и безопасной скорости, требования кнадзору (осмотрам и обследованиям). Однако в настоящее время указанные документы, разработанные в разные годы, по многим позициям оказались не увязанными между собой, а в некоторых случаях противоречат друг другу. А это вызывает не только непонимание некоторых требований, но и приводит к принятию ошибочного решения и как следствие — нерациональному расходованию средств.
Предлагаемый подход к системе оценки состояния мостовых сооружений предусматривает прежде всего взаимосвязь с системой эксплуатации и надзором. Он направлен на улучшение состояния парка мостов, исключение обрушений конструкций, снижение потерь на транспорте и рациональное расходование финансовых и материальных ресурсов.