Особенности состояния мостовых сооружений (мостов) (по сравнению с наиболее благополучным 2002 г.):
- снижается количество мостов с оценкой «хорошо»;
-не происходит уменьшение количества мостов с оценкой «неудовлетворительно»;
-сохраняется на сети дорог большое количество мостов с недопустимо низкой грузоподъемностью (до 15 т — около 250 сооружений) и недопустимо малым габаритом (аварийный габарит — более 250 сооружений);- сохраняются на основных федеральных дорогах деревянные мосты, и тенденция их замены на капитальные не просматривается;
- приостановлено снижение «недоремонта» мостов — вместо предусмотренных Концепцией [10] к 2005 г. около 25 км мостов, фактический объем «недоремонта» составил около 60 км, (т. е. остался на уровне 2002 г.) (см. рис. 10);
- не обеспечивают движение автомобилей с расчетной скоростью более 50% сооружений;
- не достигнуты планируемые'показатели по долговечности сооружений, а именно по времени эксплуатации в работоспособном состоянии (28 лет вместо требуемых 35 лет и более) и времени эксплуатации до предельного износа (50 лет вместо требуемых 65-70 лет).
Основной целью усовершенствования системы управления мостами является обеспечение эффективности управления, которое сделает возможным улучшить транспортно-эксплуатационное состояние сооружений и повысить качество услуг, предоставляемых пользователям дорог. В частности, в указанной цели подразумевается достижение вполне конкретных целевых показателей, приведенных в табл. 5.
Чтобы понять цели и задачи СУЭМ, следует сказать и об идеологии эксплуатации как системе взглядов и идей, позволяющей реализовать главный замысел (концепцию) — улучшить состояние мостов.
Мостовое сооружение за свою жизнь проходит три важнейших этапа эксплуатации.
Первый этап. Построенное сооружение эксплуатируется какое-то время без снижения надежности (участок О-А на рис 12). За этот период бездефектной эксплуатации протекают основные длительные деформации (усадка и ползучесть), возрастает прочность бетона, нормально функционирует система водоотвода и не нарушается изоляция у деформационных швов, водоотводных трубок, стоек ограждений и тротуаров. Вероятность безотказной работы сохраняется на уровне, обеспечиваемом СНиП 2.05.03-84* [47] (Р > 0,9986; индекс надежности не менее 3,0). В указанный период за мостом осуществляется лишь уход. Продолжительность этого периода зависит от качества строительства и составляет от 5 до 8 лет (по данным на 2005 г.).