Критерием для выбора стратегии эксплуатации моста при >беспечении его заданного срока службы являются суммарные финансовые затраты. Виды работ для каждой стратегии определяют в ависимости от степени деградации конструкций моста и прогноза вменения их состояния. Прогноз ведется на 20-25-летний период.
Во всех странах, где функционируют СУМ, основное внимание щеляется оценке состояния мостовых сооружений. Не является включением и Великобритания, где в 1987 г. началось выполнение 15-летней «Программы оценки состояния и усиления мостов», которая >знаменовала собой переход на новую концепцию управления гостами. Важнейшей частью этой Программы являлось изменение вложившейся оценки состояния мостов [31].
Для обеспечения принятия более правильного и гибкого эешения по управлению мостами на федеральной сети автомагистралей i магистральных дорог Великобритании (9500 сооружений) в структуру управления мостами включают два различных метода оценки состояния — детерминированный и вероятностный. Детерминированный метод используется для сравнительно ч«молодых» конструкций с незначительными отклонениями от стандартного состояния или в случаях, когда имеются сомнения в адекватности конструкций, например, по показателю грузоподъемности. Вероятностный метод оценки состояния моста выполняют в случаях, когда необходимо решать вопросы очередности ремонта или перестройки в пределах существующих бюджетных ограничений. Фактически существует пять различных по сложности методов инспектирования, увязанных с пятью категориями состояния, которые и представляют собой оценку технического состояния моста.
Структура управления мостами NATS в Великобритании приведена на рис. 6.
Примерно аналогичный подход имеется и в Швеции (рис 7). Исходя из целей и задач, которые ставит перед собой дорожная служба Швеции на современном этапе, прежде всего, проводятся инвентаризация, инспектирование и оценка текущего состояния сооружений. Моделирование текущего состояния и прогноз его изменения в будущем дают возможность определить потребность в объемах работ на ближайшую и дальнюю перспективу.На основе этой информации предлагается несколько вариантов технических решений по реализации задач, т.е. указанных потребностей. Далее, как правило, проводят анализ альтернативных решений сточки зрения эффективности затрат с использованием аналитических и других методов. Оценка альтернативных решений по утвержденным критериям позволяет выбрать нужную стратегию и составить список объектов для реализации в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
При подготовке списка объектов для плана работ по содержанию или ремонту мостов осуществляют расстановку приоритетов.
Несмотря на то, что каждая из европейских стран развивает собственную систему управления мостами, в последние годы заметно все же влияние американского подхода в определении главных принципов. Наибольшее применение нашла система Pontis, усовершенствованная версия которой эксплуатируется с 1993 г. и используется в 38 штатах США и ряде стран Европы.