Новый подход к управлению мостами в Финляндии, сложившийся к середине 1990-х годов, предусматривает постоянный контроль за состоянием мостов (управление данными о сооружении, включая сбор информации, в том числе информации о содержании и ремонте), оценку состояния и сравнение состояния с целевыми показателями состояния, определение бюджетных затрат и прогнозирование их в соответствии с прогнозом изменения состояния.
Результатами функционирования СУМ являются [28]:
- прогнозы состояния мостов;
- определение (корректировка) целевых уровней; -определение требуемых ремонтных работ;
- бюджет ремонтных работ.
Прогнозирование является неотъемлемой частью СУМ и осуществляется в Главном дорожном управлении с учетом заявок (предложений к плану) от окружных управлений (см. рис. 3). При планировании ремонтных работ учитываются факторы, влияющие на сохранность конструкции, причины повреждений, а также определяются рациональное время проведения работ и экономичность принимаемых решений [27,29]. Таким образом, как и в других развитых странах Европы, в СУМ Финляндии входит планирование ремонтных работ на основании контроля их состояния и прогноза.
Данные прогноза, как и других услуг группы мостовиков в СУМ, ежегодно передаются в окружные управления. Кроме того, один раз в четыре года составляется отчет о состоянии мостового хозяйства страны в Парламент для определения бюджетных ассигнований.
В Дании система управления мостами Danbro является вторым поколением автоматизированной системы, разработка которой была начата в 1987 г. В настоящее время система Danbro используется не только в Дании, но и в ряде других стран, что дает возможность накапливать ценный практический опыт и постоянно совершенствовать СУМ. Компонентами системы Danbro являются [30]:
- набор взаимосвязанных Руководств и соответствующих практических Правил действия по инспектированию и контролю качества, проектированию, содержанию, ремонту и подготовке бюджета;
- свод законов и правил, начиная с закона о дорогах и кончая справочниками для работников СУМ;
- база данных по мостам (в бумажном и электронном виде);
- программное обеспечение, позволяющее делать расчеты мостовых конструкций, а также расчет бюджета, осуществлять выбор стратегий эксплуатации (обслуживания) и ремонта (рис. 4).
Анализ структуры СУМ и ее основных модулей, показанных на рис. 4, подтверждает, что в цепочке действий от получения информации о мостах до реализации принимаемого управленческого решения должен находиться один из важнейших этапов — планирование работ по содержанию и ремонту мостов на основе сопоставления различных стратегий эксплуатации.
Функционирование СУМ подчинено реализации принятой стратегии эксплуатации (обслуживания), для которой важными являются следующие условия:
1. Долговечность или остаточный ресурс сооружений -важнейший фактор для выбора решения по их содержанию и ремонту, для выбора оптимальной стратегии эксплуатации мостов.
2. Определение показателей долговечности возможно только при условии точного знания состояния материала и конструкций и изменения этого состояния во времени. При этом деградация конструкции устанавливается экспертным путем.