Строительство железных дорог общего пользования в нашей стране было начато в 30-х годах прошлого века и к 1913 г. протяженность железнодорожной сети составила 70,5 тыс. км. В настоящее время эксплуатационная длина путей на железных дорогах СССР достигает 140 тыс. км.
Одним из сложных и ответственных элементов путевого хозяйства железных дорог являются искусственные сооружения — мосты, тоннели, водопропускные трубы, подпорные стены, галереи, лотки, дюкеры и пр. От их исправности и надежности во многом зависит бесперебойность и безопасность движения поездов.
Общая протяженность искусственных сооружений на сети железных дорог СССР превышает несколько тысяч километров, что соответствует 17% стоимости основных средств путевого хозяйства. В среднем на 1 км главных путей приходится одно искусственное сооружение.
Около 50% по протяженности и до 60% по количеству всех железнодорожных мостов составляют железобетонные, подавляющее большинство которых (около 90%) построено после Великой Отечественной войны.
Бетонные и каменные мосты на железных дорогах СССР имеются лишь в незначительном количестве, а деревянные (они составляют около 7% общего количества мостов) являются временными сооружениями и расположены на второстепенных направлениях.
Из всех искусственных сооружений на отечественных железных дорогах около 90% по количеству и 68% по протяженности составляют малые мосты (длиной до 25 м) и водопропускные трубы под насыпями, причем на долю последних приходится более 50% всех искусственных сооружений.
Первые трубы под насыпями были сооружены более 125 лет назад из каменной кладки на известковом растворе. Позднее, с конца прошлого века, для труб стали применять бетонную кладку и железобетон, что, естественно, привело к изменению их конструкции. Так, применение железобетона позволило изменить очертания труб и перейти от сводчатых и овоидальных к прямоугольным и круглым, а это дало возможность сократить сроки и снизить стоимость их строительства и, самое главное, открыло перспективы перехода на сборные конструкции. В наше время трубы под насыпями строят исключительно из сборных железобетонных элементов и преимущественно круглого сечения.За последние 15 лет количество построенных труб возросло на 20%, тогда как мостов — лишь на 1,8%. Такое соотношение свидетельствует о том, что удобные в эксплуатации трубы предпочтительнее малых мостов.
В сравнительно небольшом количестве на сети дорог СССР имеются круглые металлические к как временные сооружения деревянные трубы.
Искусственные сооружения, эксплуатируемые в наши дни на железных дорогах страны, строили на протяжении более 100 лет, чем и объясняется их разнообразие по материалам, конструктивным формам и грузоподъемности. Они существенно различаются и по своему физическому состоянию, определяемому качеством- использованных строительных материалов, постройки и степенью сохранности в условиях эксплуатации.