Необходимость в усилении железобетонных мостов, имеющих как правило, достаточную грузоподъемность (это относится и к старым мостам), возникает весьма редко.

Усиление железобетонных строений.

Усиление железобетонных строений.

Все же в отдельных случаях может потребоваться усиление железобетонных балочных пролетных строений, причем в первую очередь по несущей способности главных балок по нормальным, а также главным растягивающим напряжениям.
Способы усиления пролетных строений выбирают с учетом ряда обстоятельств, например состояния основных элементов, уровня усиления, условий производства работ и т. п.
Усиление железобетонных пролетных строений осуществляют либо увеличением сечения их элементов, либо изменением системы.
При небольшом усилении (10 — 15%) увеличение рабочих сечений балок может быть обеспечено добавлением арматуры, привариваемой к стержням нижнего ряда. Для этого удаляют защитный бетонный слой до половины стержней нижнего ряда и к ним приваривают добавляемые стержни через коротыши длиной 10 — 20 см, после чего бетон нижнего пояса восстанавливают торкретированием. В этом случае высота балки почти не увеличивается, а грузоподъемность ее повышается за счет добавляемой арматуры, которая, как это понятно, будет работать на усилия от временной нагрузки.
Более существенного повышения грузоподъемности пролетного строения (15 — 35%) достигают увеличением высоты балок (до 20 см) и площади рабочей арматуры приваркой каркаса, состоящего из продольных, наклонных стержней и коротких хомутов. Добавляемую арматуру после удаления защитного слоя приваривают к существующей посредством наклонных коротышей. Хомуты, объемлющие добавляемую арматуру, верхними концами также приваривают. При этих работах во избежание пережога арматуры в местах сварки стержни диаметром менее 12 мм не применяют.
После установки арматурного каркаса зону усиления бетонируют в опалубке бетоном на мелком щебне или цементно-песчаным раствором марки не ниже 300. Бетон заполнения подают через загрузочные воронки сбоку под напором столба до 1 м и уплотняют наружными вибраторами, закрепляемыми на опалубке.
Для обеспечения хорошего сцепления старого и нового бетонов поверхность тщательно обрабатывают. Рекомендуется на контакте между старым и новым бетоном (до бетонирования) нанести эпоксидно-тио-коловую клеевую или полимерцементную прослойку толщиной до 1 мм. Бетоны надо применять пластичные по возможности на быстро-твердеющих, безусадочных и расширяющихся цементах.
Главные балки ребристых пролетных строений усиляют увеличением толщины стенок и сечения нижнего пояса. При этом можно увеличить площадь как основной рабочей арматуры, так и бетона и арматуры стенок балок.
Этим способом на одном из мостов были усилены балочные пролетные строения длиной 15 м, имевшие большое' количество поперечных и наклонных трещин1. Главные балки этих пролетных строений заключили в железобетонную «рубашку» толщиной снизу 20 см и с боков по 5 см. Добавленная арматура диаметром 36 мм состояла из стержней, приваренных к существующим, отгибаемых вверх по боковым граням балок и обрываемых в растянутой зоне. По боковым граням балок установили горизонтальные стержни диаметром 12 мм, привязав их к хомутам, охватывающим дополнительно поставленную арматуру в нижней зоне. Хомуты верхними концами приварили к арматуре плиты, а нижними — к рабочей арматуре балок. «Рубашку» бетонировали в деревянной опалубке.
Для лучшего включения элементов усиления в работу от внешних нагрузок целесообразно добавляемую арматуру предварительно напрягать.
Рассмотренными способами можно усилить элементы и других систем железобетонных мостов. Работы по усилению железобетонных пролетных строений являются трудоемкими, сложными и ответственными, поэтому выполнять их надлежит высококвалифицированным работникам и с большой аккуратностью при тщательном техническом надзоре.

Ключевые слова: , ,

В разделе : Содержание мостов