Основная задача испытания мостов состоит в выявлении характера действительной работы как сооружения в целом, так и отдельных его элементов.
Известно, что в расчетах мостовых конструкций допускаются определенные упрощения расчетных схем с известной идеализацией свойств материалов. Следовательно, действительная работа мостовых ко11струкций и их элементов, как правило, отличается от расчетных предположений.
результаты испытания мостов могут быть использованы в совершенствовании методов расчета и в оценке грузоподъемности сооружений.
В процессе эксплуатации мостов происходят изменения условии их аботы. Могут изменяться и свойства материалов. Испытания мостов позволяют выявлять влияние этих изменений на фактическую работу моСтовых конструкций.
Испытания мостов производят:
при приемке новых сооружений в эксплуатацию с целью установления начальных, общих и местных деформаций—прогибов, перемещений опорных частей, периодов и амплитуд вертикальных и горизон-таЛьНЫХ колебаний, напряженного состояния в наиболее характерных зоНаХ и т- п- Эти данные сопоставляют с расчетными, а в дальнейшем — с результатами последующих испытаний для выявления изменений, пр0исшедших в процессе эксплуатации сооружения;
при необходимости уточнения расчетов грузоподъемности особо ответственных эксплуатируемых мостов;
по окончании усиления, для оценки его эффективности;
периодически, в процессе эксплуатации, для выяснения изменений в работе элементов конструкции;
• в специальных случаях с целью накопления данных для уточнения аСчетов мостовых конструкций.
Испытанию моста должно предшествовать его обследование.
Испытания мостов производят статическими и динамическими нагрузками (статические и динамические испытания). Динамические испытания ведут, как правило, под проходящими и иногда под специальными поездами.
В необходимых случаях испытания мостов сочетают с лабораторными исследованиями.Для проведения испытаний предварительно разрабатывают программу и методику. Должна быть четко сформулирована цель и подробно описаны порядок и способы испытаний. При этом выбирают тип нагрузки, характер и порядок загружения испытуемой конструкции.
При испытаниях мостовых конструкций в основном измеряют или регистрируют общие деформации, характеризующие работу конструкций в целом (угловые и линейные перемещения пролетных строений или отдельных их элементов, опор и т. п.) и местные деформации, по которым определяют напряженное состояние элементов конструкций. При динамических испытаниях для получения динамических характеристик сооружения в целом или отдельных его элементов регистрацию процессов изменений деформаций производят обычно приборами и аппаратурой с записывающими устройствами.