При обследовании деревянных мостов, используемых на железных дорогах в качестве временных сооружений, прежде всего надлежит обращать внимание на состояние древесины, выявляя места, где начинается и развивается гниение.
Развитие большинства грибков, вызывающих разрушение (гниение) древесины, происходит при влажности последней в пределах от 23 до 60% при положительной температуре от 3 до 35° С. Наиболее благоприятная для гниения температура 20—25° С. Из этого следует, что на процесс гниения оказывают влияние климатические условия: влажность воздуха и продолжительность периодов положительных температур.
Наиболее уязвимыми для загнивания участками деревянных конструкций являются сопряжения, врубки, швы в пакетах из досок и бревен и другие места, в которых может задерживаться влага, а проветривание их затруднено.
В балочных и подкосных мостах обычно гнилью поражаются участки смежных ярусов, соединения подкосов со сваями и прогонами (рис. 37) и в особенности сложные узлы с неплотностями в сопряжениях отдельных частей.
Конденсация влаги на металле в местах сопряжения металлических деталей с деревянными способствует интенсивному загниванию древесины.
В наиболее неблагоприятных условиях находятся детали опор деревянных мостов, подвергающиеся переменному увлажнению у поверхности земли в зонах протекания воды. Элементы опор деревянных мостов в сухих песчаных грунтах могут загнивать на глубину до 2 м. В увлажненных, а также в плотных грунтах гниение глубоко не распространяется (до 0,5 м.).
Поврежденные гнилью участки деревянных конструкций обнаруживают внешним осмотром, остукиванием молотком и в ответственных случаях взятием проб для лабораторного анализа.