Расстройство заклепочных соединений в сквозных фермах наиболее часто наблюдается: в прикреплениях раскосов (особенно средних) к верхним узлам; в прикреплениях подвесок к верхним узлам; в прикреплениях продольных и поперечных связей между фермами; в пересечениях элементов решетки ферм.
В элементах проезжей части расстройства заклепочных соединений наблюдаются: в прикреплениях продольных балок к поперечным, особенно при отсутствии рыбок; в соединениях верхних поясных уголков продольных балок, непосредственно поддерживающих мостовое полотно. Аналогичные повреждения имеют место в элементах одностенчатых верхних поясов главных ферм при непосредственном опирании на них мостовых брусьев. Часто расстраиваются прикрепления продольных и поперечных связей между продольными балками. На развитие дефектов в этих местах оказывают влияние вибрация элементов при проходе поездов, а во многих случаях неправильная прирубка мостовых брусьев, в результате чего они опираются на элементы связей и вызывают в них дополнительные многократно повторные напряжения.
Наиболее эффективным и сравнительно простым способом замедления развития расстройства заклепочных соединений в узлах ферм является частичная замена заклепок крайних рядов высокопрочными болтами. В результате превращения заклепочного соединения в смешанное значительно уменьшается его износ, особенно в зоне расположения оставшихся заклепок. Кроме того, такая замена приводит к резкому снижению концентрации напряжений около отверстий, в которых вместо заклепок поставлены высокопрочные болты. Важно подчеркнуть, что чем раньше это мероприятие будет выполнено, тем больше его эффект.
Слабые заклепки обнаруживают, как правило, остукиванием заклепок молотком массой около 0,2 кг. Эту операцию выполняют следующим образом. Ударив сбоку по головке заклепки молотком, приставляют палец к месту удара и вновь ударяют по головке заклепки с противоположной стороны. Если заклепка слабая, то палец почувствует при этом легкое дрожание головки. Чувствительность этого способа повысится, если к головке приставить специальный боек в виде стального стержня длиной 10—12 см и толщиной 5—6 мм с утолщением на конце. Ослабленность заклепки можно определить и по звуку: при ударе она издает глухой дребезжащий звук.
Ржавые потеки из-под головок заклепок или из зазоров между соединяемыми элементами, а также трещины в окраске около заклепочных головок обычно являются внешними признаками неудовлетворительного состояния соединения. При наличии этих признаков производят детальную проверку остукиванием всех заклепок.
Дефектными заклепками следует считать и те, которые имеют плохо оформленные или пережженные головки, а также поставленные в неправильных отверстиях.
Наиболее часто встречающиеся дефекты заклепок представлены в табл. 1. Для полного выяснения качества заклепок рекомендуется производить выборочную их срубку.
В ответственных местах все слабые и дефектные заклепки в зависимости от характера их дефектности следует немедленно заменять высокопрочными болтами или новыми заклепками, а в отдельных случаях точеными болтами.
К заклепкам в старых мостах нельзя предъявлять в полной мере требования, которые обязательны при приемке новых мостов Замена одной заклепки из-за незначительного дефекта, например из-за несколько неполномерной или сбитой ее головки, может вызвать ослабление соседних заклепок, что приводит не к улучшению, а к ухудшению состояния соединения.