Предложенная Росдорнии Федеральному дорожному агентству СУЭМ представляет собой совокупность и взаимосвязь управляемого объекта (эксплуатируемого моста), комплекса средств сбора, обработки и передачи информации о мосте, процесса принятия решения о нем на основании имеющейся информации, а также комплекса средств, обеспечивающих реализацию решения.
Предлагаемая модель отвечает современным требованиям к системным методам управления [53], предусматривающим следующий обязательный перечень процедур:
- определение объекта управления, его параметров состояния, основных уровней и условий равновесия;
- определение целей управления на различных организационных уровнях;
- разработка нормативов, касающихся ограничения функций, пределов варьирования контролируемых параметров, принятия решения;
- рассмотрение различных сценариев (стратегий) при принятии решения;
- оптимизация затрат на разработку и реализацию принятых сценариев управления;
- мониторинг реализации решения.
Модель СУЭМ включает четыре главных блока (см. рис. 14, а), которые имеют очевидную взаимосвязь между собой (см. рис. 14, б).
Блок А «Сбор информации о мостовых сооружениях» подразумевает формирование БДМ, с использованием которой можно получить «управляющие сигналы» через специальные программы, т.е. принять решение: ПолучейГОИнфоршцинн^^ с «устройствами управления», в частности, с источниками информации, средствами ее сбора, обработки и передачи.В настоящее время планируется задействовать в системе пять источников информации: надзор, контроль качества работ, проекты, нормы и данные специальных осмотров. Состав информации увязан с задачами (или кругом вопросов), стоящими перед управленцами, и определен нормами, входящими в норттйвт*ую~б~азу (блок D на рис. 14). В частности, для получения информации о состоянии мостов необхо-. димы данные, перечень которых изложен в подготовленных Рекомендациях по надзору [54] и в Руководстве по диагностике [55], а также геометрические параметры и расчетные данные, приведенные в проектной документации.
Для получения информации о результатах ремонтных работ проводится контроль качества (в том числе сопровождение проектов) при периодических в процессе ремонта осмотрах и при сдаче объекта после ремонта, указывается вид и объем ремонтных работ из проектов ремонта или организации строительства.
В качестве средств сбора информации используются специальные и традиционные приборы и оборудование, имеющиеся на вооружении мостоиспытательных станций и исследовательских лабораторий. Предусматривается работа по совершенствованию приборов и оборудования, созданию новых образцов.
Блок В «Принятие решений» подразумевает наличие всех необходимых материалов, на основании которых может быть принято управленческое решение. В рамках СУЭМ в службах дорожного хозяйства принимаются следующие основные решения:
- формируются программы ремонта на три года;
- уточняется требуемый объем финансирования содержания, ремонта и реконструкции мостов на очередной год;
- осуществляется ранжирование объектов по приоритетности капитальных вложений с определением первоочередных объектов;
- распределяются выделенные средства между дирекциями или другими заказчиками;
- устанавливаются пропорции между средствами на содержание, ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию мостов;
- определяется в спорных вопросах режим эксплуатации (с подсчетом безопасной скорости и грузоподъемности);
- дается разрешение на пропуск тяжеловесных транспортных средств.