Управление состоянием мостовых сооружений как элемент управления дорожным хозяйством в нашей стране стало представлять практический интерес и частично реализовываться еще с 70-х годов прошлого столетия.
Именно тогда, как было сказано в гл. 2, для эффективного управления была сформирована первая в Советском Союзе и Европе автоматизированная база данных по мостам (ИПС-«МОСТ»), подкрепленная информационными и управленческими прикладными программами.
В начале 90-х годов прошлого века были изменены подход к формированию и задачи отраслевой базы данных, которая стала называться «МОНСТР», пересмотрены некоторые нормативные документы по ремонту мостов. Фактически к этому моменту была сформирована научно-методическая база содержания и ремонта. Но полновесной системы управления, которая обеспечивала бы своевременность и эффективность принимаемых мер для сохранности сооружения, не получилось. И дело здесь не только в том, что мало выделялось средств, но и в том, что не соблюдались основные принципы системного подхода и не были сформулированы принципы создания системы управления мостами.
Мировой и европейский опыт позволяет в настоящее время достаточно точно сформулировать эти принципы. В частности, выводы из реальных результатов работы зарубежных систем управления мостами в добавление к тем, которые приведены в подгл. 2.3 (об ее увязке с системой эксплуатации, оптимизации плана работы, разработке нормативной базы и необходимости прогнозирования состояния мостов), можно дополнить следующими:
- система оценки состояния должна быть максимально приближена к объективной; многокритериальность — основа достоверности такой оценки;- управленческий аппарат (менеджеры) должен принимать решения о рациональном распределении бюджета (фонда) на основании исследования и прогнозирования состояния мостов при как можно более частом получении информации;
- система должна базироваться на объективной базе данных, заложенных в компьютеры последнего поколения с практически неограниченными возможностями.
Управление состоянием мостов должно учитывать современные условия, сложившиеся не только в последнее десятилетие, но и в последние годы, атакже особенности состояния мостовых сооружений. Особенности современных условий:
- дефицит денежных средств;
- недостаточный объем финансирования работ по содержанию и ремонту мостов (существенно отличается отданных Программы [4]);
- не достигнуты целевые показатели на 2005 г. по количеству мостов, которые должны эксплуатироваться в режиме «перегрузки» (их оказалось больше планируемой величины) и находиться в «нормальном» эксплуатационном состоянии (их оказалось меньше планируемой величины);
- резкое увеличение (за последние три года) количества тяжелых и сверхтяжелых транспортных средств, обращающихся по дорогам федеральной сети (на некоторых участках их число доходит до 30%);
- возросли реальные скорости движения автомобилей по дорогам;
- устарела нормативная база эксплуатации мостов и в настоящее время она только начала перерабатываться;
- продолжает уменьшаться количество малых мостов, а число больших мостов увеличивается, включая внеклассные сооружения; растет количество стальных мостов.