«Система циклов» содержания и ремонта мостов обеспечивала на тот период возможность составления ежегодных планов работ. За счет этого планирование и организация работ по содержанию и ремонту мостов существенно улучшались.
«Системой циклов» достигалось планомерное содержание мостов, что является важнейшим условием сохранения конструкции. В результате можно избежать больших повреждений мостовых конструкций и связанных с этим потерь.
Принятый в Германии подход к управлению мостами, основанный на «системе циклов», предусматривает определение межремонтных сроков в условиях нормального и повышенного износа конструкции мостов. Повышенный износ имеет место в случаях, если сооружение расположено:
- над железной дорогой;
- в прибрежном районе на расстоянии до 20 м в глубь материка;
- на расстоянии менее 3 км от промышленных центров;
- над железной дорогой, где преобладает перевозка химических грузов;
- над водотоками с высокой влажностью воздуха. Коэффициент, учитывающий ежегодный износ моста, является
величиной, обратной межремонтному сроку. Это число, на которое нужно умножить площадь и длину конструкций, нуждающихся в ремонте. В результате получается ежегодный объем работ.
В последующем в Германии откажутся от планирования по «системе циклов» и перейдут на схему, используемую во Франции и США, в основе которой лежит определение периодичности работ для каждого сооружения отдельно, с учетом его фактического состояния. Но это будет позже.
В США подход к СУМ в 1980-е годы уже был принципиально иным. Например, в работе [21] было показано, что подход к системе должен зависеть от цели, которую ставит перед дорожным хозяйством общество. Так, цель, определенная в процессе реализации «Национальной объединенной программы исследований 1981-1986 гг.», была сформулирована следующим образом:
«...Разработать одну из форм эффективного управления мостовым хозяйством на сетевом уровне (то есть иметь дело с группой мостов, а не с отдельным мостом), которая позволит эффективно использовать имеющиеся фонды и укажет на последствия изменения размеров ассигнований».
В своей концепции СУМ американские специалисты отражают три важных момента.
1. Управление мостовым хозяйством требует практического, объективного и систематического анализа проблемы с применением ряда экономических и технических инструментов, не сочетавшихся ранее для решения этой проблемы. В частности, система управления мостовым хозяйством представляет собой «...рациональный и системный подход к организации и проведению мероприятий, связанных с планированием, проектированием, строительством, содержанием, ремонтом и заменой мостов, крайне важных для транспортной инфраструктуры...».
2. Эта система должна помочь лицам, ответственным за принятие решений, выбрать экономически эффективные альтернативы, необходимые для достижения желаемых уровней эксплуатационной пригодности в пределах выделенных средств, и определять ассигнования, необходимые в будущем.
3. Система управления мостовым хозяйством приносит выгоду администраторам, техническим специалистам и руководителям всех уровней в транспортной службе.