Планомерное развитие народного хозяйства СССР предусматривает интенсификацию работы железных дорог на основе дальнейшего перевооружения всех технических служб железнодорожного транспорта. Повышение мощностей подвижного состава и скоростей движения поездов ведет к увеличению грузонапряженности на главных направлениях сети.
В указанных условиях содержание путевого хозяйства железных дорог в состоянии, обеспечивающем их эксплуатационную работу без каких-либо ограничений, становится одной из первоочередных задач. Мосты на железных дорогах должны содержаться в полной исправности и иметь эксплуатационную надежность, отвечающую требованиям возрастающей работы железных дорог на перспективу. Эти требования надлежит гарантировать соответствующей организацией содержания мостов, постоянным сохранением их должного физического состояния и в нужных случаях — усилением и реконструкцией, включая смену пролетных строений и переустройство опор.
Мосты и трубы на железных дорогах являются сложными и дорогостоящими сооружениями. Реконструкция их во многих случаях оказывается затрудненной, а поэтому вопросы исправного состояния и надежности искусственных сооружений являются коренными в проблеме их эффективной эксплуатации.
В нашей стране научные исследования этой сложной проблемы ведут НИИ мостов ЛИИЖТа, ЦНИИ МПС и кафедры транспортных втузов — ЛИИЖТа, МИИТа, ДИИТа, НИИЖТа, ХИИТа и др. Результаты исследований, систематически публикуемые в трудах институтов и периодической печати, во многом дополняют и развивают существующие научные данные и официальные инструкции.
Изучение курса «Содержание и реконструкция мостов», чем завершается в известной мере подготовка инженера-мостовика, имеет своей целью дать будущему инженеру-мостовику необходимую подготовку в области эксплуатации искусственных сооружений.
В предлагаемом учебнике в соответствии с утвержденной программой курса «Содержание и реконструкция мостов» изложены основные положения по содержанию и реконструкции мостов с учетом официальных указаний и инструкций МПС, относящихся к эксплуатации мостов на железных дорогах СССР. В нем детально рассмотрены вопросы, связанные с определением грузоподъемности мостов, их обследованием, проведением испытаний, ремонтом, усилением и реконструкцией.
Авторы выражают глубокую признательность сотрудникам кафедры «Мосты» ЛИИЖТа — заведующему кафедрой заслуженному деятелю науки и техники РСФСР, д-ру техн. наук, проф К. Г. Протасову, кандидатам техн. наук В. В. Миронову, В. И. Ярохно и Э. С. Карапе-тову, а также сотрудникам НИИ мостов ЛИИЖТа канд. техн. наук Ю. Д. Гузевичу, инженерам А. С. Гершману и Г. В. Лавочкину, взявшим на себя труд по рецензированию рукописи, за ценные замечания по ее совершенствованию.