Общие сведения. В пролетных строениях железнодорожных мостов как из обычного, так и предварительно напряженного железобетона в процессе эксплуатации, а в ряде случаев и при изготовлении возникают дефекты в виде трещин, отколов бетона, отслоений защитного слоя, раковин и др.
Как было отмечено ранее, многие из таких дефектов снижают долговечность пролетных строений, а некоторые — и грузоподъемность. В зависимости от характера дефектов целью ремонтных работ может являться обеспечение долговечности или восстановление грузоподъемности пролетных строений. Дефекты, уменьшающие долговечность, встречаются наиболее часто. .
При оценке долговечности следует также выявлять степень агрессивности внешней среды, которая может вызывать коррозию бетона и арматуры. В отличие от дефектов, выявляемых визуально практически сразу, действие агрессивной среды в начальной стадии обнаружить гораздо сложнее. Поэтому конструкции, предназначаемые к эксплуатации в среде, являющейся агрессивной по отношению к бетону и арматуре, требуют заблаговременной специальной защиты.
Существующие способы ремонта железобетонных пролетных строений можно разделить на два вида: 1) направленные на обеспечение долговечности конструкций и 2) восстанавливающие грузоподъемность. В соответствии с указанными способами ремонта применяют и свои методы ведения работ, оборудование и материалы.
Ранее в обычных случаях ремонта для заделки дефектов железобетонных пролетных строений применяли цементные, цементно-песчаные растворы и бетоны на мелком щебне. Трещины в зависимости от величины раскрытия, мелкие сколы и раковины затирали цементным или це-ментно-песчаным раствором, а значительные сколы, вывалы защитного слоя восстанавливали с применением цементно-песчаных растворов или бетонов. От влияния усадки и недостаточного сцепления со старым бетоном восстановленные таким способом участки конструкций оказывались часто недолговечными.
В последующем для герметизации мелких трещин стали применять покрытие бетонных поверхностей битумным лаком, а крупные трещины перед затиркой цементным раствором разделывать на глубину до нескольких миллиметров. Разделка трещин перед затиркой цементным раствором в известной мере повысила эффективность герметизации, однако не настолько, чтобы исключить повторные ремонты.
В последние годы в ряде научно-исследовательских организаций проводятся исследования, связанные с созданием новых способов заделки трещин, а для работников служб пути разработаны (ЦНИИ МПС) Указания по защите от коррозии и заделке повреждений бетонных и железобетонных конструкций мостов в первой редакции в 1963 г. и во второй, действующей в настоящее время, в 1966 г.
Основные положения этого указания сводятся к следующему. Прежде чем приступить к ремонту участков пролетных строений с видимыми дефектами (трещины, отслоения, сколы и т. п.), необходимо тщательно освидетельствовать работу водоотводных устройств (гидроизоляция, трубки, желоба, сливы, перекрытие деформационных швов и т. п.) и привести их в состояние, исключающее проникание воды в тело конструкции. Без этого только ремонт дефектов не эффективен.