Сплошные поперечные балки усиляют по сечению установкой дополнительных горизонтальных листов или уголков. Значительное повышение грузоподъемности поперечных балок может быть достигнуто устройством нижних шпренгелей, если подмостовой габарит это позволяет. Предварительное напряжение элементов шпренгеля повышает эффект усиления.
При усилении балок проезжей части может потребоваться постановка дополнительных уголков жесткости. Иногда при усилении проезжей части приходится устанавливать связи между продольными балками.
Усиления по шагу поясных заклепок при действующих нормах допускаемых напряжений на смятие и срез заклепок обычно не требуется. При необходимости же такого усиления можно наложить на уголки накладки с прикреплением их высокопрочными болтами или заклепками через прокладки к стенке продольной балки.
Одновременно с усилением ремонтируют поврежденные элементы балок: заменяют поврежденные элементы или их части, перекрывают поврежденные места накладками и т. п.
Усиление пролетных строений со сплошными балками. Для сравнительно небольшого увеличения грузоподъемности пролетного строения со сплошными главными балками усиление их осуществляют добавлением горизонтальных листов или уголков к поясам, аналогично усилению продольных балок. Для более эффективного использования металла усиления желательно применять регулирование усилий в процессе усиления (разгрузка от собственного веса, создание усилий, противоположных по знаку, и т. п.). Этого достигают устройством временных шпренгелей, опор и т. п.
При необходимости значительного повышения грузоподъемности пролетного строения эффективным является устройство постоянных предварительно напряженных шпренгелей (рис. 106). Этот способ особенно выгоден тем, что работы по усилению можно свободно выполнять без перерыва движения поездов. При усилении предварительно напряженными шпренгелями используют высокопрочную сталь в виде стержней круглого сечения и других прокатных профилей, тросов и пучков из высокопрочной проволоки.