Особенности классификации элементов с учетом повреждений.
При обнаружении в элементах повреждений (расстройств) их прежде всего необходимо четко разделить на повреждения, с которыми пролетное строение может эксплуатироваться в дальнейшем, и повреждения, которые должны быть немедленно устранены, поскольку могут привести к отказу в работе соответствующих элементов.
Повреждения первой группы следует учитывать при классификации элементов, а эксплуатация пролетного строения может быть допущена под нагрузками в соответствии с классом пролетного строения, определенным с учетом повреждений.
Вторую группу составляют повреждения отказного и предотказного характера. Необходимо заметить, что повреждения, которые можно было бы классифицировать как отказ, на мостах при нормальном их содержании встречаются довольно редко. В то же время повреждения, расстройства в элементах предотказного характера, особенно на старых мостах, не являются единичными. Так, дефекты заклепок в прикреплении элементов в узлах ферм, продольных и поперечных балок, поясов к вертикальным листам в балках со сплошной стенкой, частичное выключение из работы катков в подвижных опорных частях и др. следует классифицировать как расстройства серьезного предотказного характера, требующие устранения. Грузоподъемность элементов с подобными расстройствами практически определить трудно, так как невозможно представить себе в конечном счете фактическую расчетную схему в силу ее неопределенности.
В Руководстве по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов 1965 г. даются указания о порядке учета повреждений в элементах при определении их классов. Остановимся на некоторых из них.
Распространенными повреждениями в элементах изгибаемых балок со сплошной стенкой являются пробоины, вмятины, трещины и т. п. Влияние этих повреждений на грузоподъемность балки учитывают в зависимости от того, какая часть балки повреждена. На основании указаний Руководства балку следует разделить на три зоны (рис. 95) и далее производить учет повреждения в зависимости от его местоположения. Так, при повреждении стенки балки в зоне / существенного снижения грузоподъемности пролетного строения не будет, тем более если уголки жесткости остались целыми, а поэтому при расчетах такое повреждение можно не учитывать.