Подрядная организация осуществляет маркетинговое исследование для решения следующих задач:
• анализа и оценки рынка;
• оценки партнеров и возможных поставщиков;
• оценки потенциальных заказчиков (инвесторов);
• разработки рекомендаций по выбору заказчиков, партнеров, ценовой политики и цен на работы, трудовые и материальные ресурсы.
Результаты маркетинговых исследований используются для разработки бизнес-плана, позволяющего более обоснованно подготовить конкурсные предложения и обеспечить победу в подрядных торгах.
Основным критерием при оценке претендентов и определении победителя подрядных торгов является цена (стоимость) выполнения подряда. Отсюда следует, что ценовую стратегию необходимо считать определяющим условием для достижения успеха в подрядных торгах и получения заказа.
Анализ ценообразования проводится исходя из следующих положений: максимальная цена определяется спросом, минимальная — издержками, а рекомендуемая цена устанавливается в пределах между минимальной и максимальной и определяется ценами конкурентов и рыночной реакцией. Она является базовой при выборе договорной цены для участия в подрядных торгах.
Договорная цена ограничивается зерхним пределом, установленным на пред-проектной стадии в инвесторской смете, и нижним пределом, соответствующим сметной стоимости объекта, определенной на стадии рабочих чертежей в смете подрядчика.
В процессе подготовки конкурсных предложений (оферт) к торгам подрядчику приходится решать очень сложную задачу по установлению договорной цены,так как она является одним из основных критериев оценки при определении победителя подрядных торгов.
При расчете договорной цены приходится решать задачи, противоречащие друг другу. Они заключаются в том, чтобы, во-первых, не допустить убытков и обеспечить выживаемость фирмы, во-вторых — в необходимости установления минимального уровня договорной цены, в-третьих — обеспечить гарантированный спрос на строительную продукцию, сделать ее конкурентоспособной. С другой стороны, стремление к достижению высокой рентабельности заставляет подрядчика формировать максимальный уровень договорной цены.
В каждом конкретном случае необходимо стремиться найти компромиссный вариант при расчете договорной цены, чтобы не отпугнуть заказчика и не проиграть торги.
В конечном итоге основными критериями определения победителя подрядных торгов являются следующие технико-экономические показатели:
• стоимость (цена) выполнения подряда;
• продолжительность и сроки выполнения подряда;
• качество выполнения подряда;
• надежность выполнения подряда.
По данным Госстроя РФ, в 2004 г. эффективность подрядных торгов составила ? примерно 6,1 %. То есть на такую величину удалось снизить стоимость строительства объектов. В целом эффективность торгов колеблется от 5 до 10%.
Наибольшее число подрядных конкурсов в 2004 г. зафиксировано в Санкт-Петербурге — более 14 тыс.
Вместе с тем подрядные торги в России все еще не получили широкого распространения. Основными причинами этого являются следующие:
• заключение договоров подряда с твердой ценой в условиях нестабильности крайне затруднено;
• заключение договоров по-прежнему осуществляется на основе личных контактов в результате переговоров с конкретным подрядчиком;
• по некоторым объектам тендер все еще невозможен ввиду безальтернатив-ности подрядчика .(объекты транспортной и инженерной инфраструктуры).
Заинтересованность участников инвестиционно-строительного комплекса в росте затрат на строительство сохраняется. Заказчики (различные УКС и ОКС) получают 1,5-3% от объема выполненных работ, проектировщики — 3-7% стоимости строительства запроектированного объекта. Подрядчики тем более заинтересованы в большей стоимости строительства.