Свободные, но весьма неопределенные условия рыночной экономики ставят перед заказчиком (инвестором) ряд проблем по выбору подрядчика, определению стоимости строительства и договорной цены на строительную продукцию.
Проблема выбора конкретного подрядчика решается через проведение конкурсов, торгов подряда или аукционов. Что касается ценообразования, то оно усложняется тем, что в силу специфики отрасли и вытекающих отсюда особенностей формирования цены на строительную продукцию здесь сохраняется индивидуальный подход в определении стоимости строительства конкретного объекта (п. 1.1). При этом действующие сметные нормативы стали носить в основном рекомендательный характер, а цены на ресурсы являются свободными (рыночными). В этих условиях для инвестора задача по формированию стоимости строительства превратилась в «неопределенность». Поэтому заказчик до выбора подрядчика должен определиться по минимальной, максимальной и средней стоимости строительства объекта. Вот почему заказчик-инвестор для переговоров с подрядчиком предварительно разрабатывает (самостоятельно или с помощью посредников) инвесторские сметы, которые предопределяют объемы инвестиций (капитальных вложений) на строительство объекта.
Инвесторская сметная стоимость формируется одним из применяемых в настоящее время методов (п. 5.2) с использованием укрупненных сметных нормативов.
Далее для размещения инвестиционных заказов на строительство или реконструкцию объектов, как правило, проводятся конкурсы среди заказчиков-застройщиков, предлагающих наиболее выгодные условия проектирования, строительства (реконструкции) и финансирования.
Порядок проведения инвесторских конкурсов по объектам для федеральных государственных нужд определяется Правительством РФ, по объектам, финансируемым за счет собственных и иных средств, принимается инвестором самостоятельно.1
Следующий шаг после проведения инвестиционных конкурсов и выявления победителя — организовать подрядные торги. Они представляют собой форму размещения заказа на строительство объектов путем подбора на конкурсной основе претендентов — подрядных, проектных и других организаций на выполнение соответствующих работ в строительном комплексе.