Работа по изучению зарубежного опыта создания систем управления состоянием мостов была начата 25 лет назад в Минавтодоре РСФСР, когда данная проблема была включена в программу научно-технического сотрудничества по линии ОСЖД* [16]. Вот что показало изучение Европейского уровня 1980-1985 гг.
По примеру России в начале 80-х годов прошлого столетия приступила к созданию системы управления мостами (далее СУМ) и Венгрия, внося одновременно в цели и задачи некоторые коррективы. Создание СУМ было начато с разработки основных требований к эксплуатационному состоянию мостов с указанием уровней такого состояния. Впервые вводится понятие износа (и степени износа) мостовых конструкций, с помощью которого периодически должны проводиться технико-экономические расчеты. В частности, в нормативном документе ВНР по содержанию мостов было записано следующее [17].
1. Основные требования к эксплуатационному состоянию дорожных мостов состоят в обеспечении круглогодичного непрерывного, безопасного и удобного движения по и под мостом транспортных средств с заданными скоростями и нагрузкой, а также нормально^ протекание водного потока под мостом.Пропускная способность по отношению к реальной нагрузке, габаритам, интенсивности при безопасном и удобном движении является основным показателем оценки эксплуатационного состояния моста. Она может соответствовать нормам для категории дороги, на которой находится мост, или отличаться от них.
Совершенствование СУМ было начато в Венгрии с пересмотра требований к сбору информации и увеличения объема этой информации. Однако в этом очень важном изменении основные показатели -износ и долговечность - оставались субъективными, т.е. определялись на основании опыта сборщика информации.
Изменение подхода к сбору информации, как к основному шагу в усовершенствовании СУМ, характерно было и для ряда других европейских стран, например, для Польши и Чехословакии [18]. При подготовке материалов для ОСЖД специалисты этих стран указывали в качестве основных задач:
- введение в норму исследования мостов проверку их соответствий требованиям норм, на основании которых должны определяться цели ремонта, сроки их проведения и периодичность;
- возможность использовать данные исследования для планирования работ и затрат.
Таким образом, в 1984-1985 гг. была поставлена задача формирования нового подхода к сбору информации, требующего объективного, реального, единого и общепринятого способа измерений и оценки состояния мостов [19]. Только такой подход позволит сопоставлять состояние мостовых сооружений между собой, оценивать изменение состояния во времени, на основании чего определять сроки, последовательность и объемы ремонтных работ.