Нормальная работа подмостового русла характеризуется отсутствием резких изменений его положения в плане в пределах мостового перехода, подмыва опор, конусов насыпи и регуляционных сооружений.

Обследования подмостового русла.

Обследования подмостового русла.

Причинами нарушения его нормальной работы могут служить недостаточное отверстие моста, не отвечающие требованиям регуляционные сооружения и неудовлетворительные укрепления откосов, конусов насыпи и дна реки.
Для выявления причин нарушения нормального состояния подмостового русла и неудовлетворительной работы регуляционных сооружений необходимо иметь данные об условиях протекания воды, ледостава и ледохода в различное время года и в течение ряда лет. Условия протекания воды характеризуются горизонтами (высоким, меженним) и соответствующими им скоростями и направлением струй.
При обследовании подмостового русла следует обращать внимание на наличие отклонений в положении русла как в плане, так и в профиле. Особенно опасным являются различного рода подмывы опор и берегов вблизи насыпи и регуляционных сооружений. Наблюдения за изменением профиля дна реки ведут путем периодических промеров русла. Обычно промеры глубин русла производят по оси моста и на 25 м выше и ниже по течению в зимнее время перед паводком и в весеннее после спада высокой воды. При устойчивом русле глубины проверяют только по оси моста, а при неустойчивом — на большем количестве створов, а также вокруг опор.
В каждом створе точки промеров выбирают таким образом, чтобы можно было получить ясное представление об очертании профиля дна реки. Промеры глубин при отверстиях более 50 м делают примерно через 10 м, а менее 50 м— через 5 м. При этом для лучшей привязки точки промера глубин рекомендуется выбирать в створе узлов ферм.
Глубины измеряют различными способами. При большой глубине применяют тонкий трос или веревку с привязанным на конце грузом. В особых случаях используют специальный прибор — эхолот, принцип работы которого основан на определении времени прохода отраженной от дна реки радиоволны или ультразвука. Зная скорость распространения радиоволн или ультразвука в воде, можно определить глубину.
Для определения глубины погружения троса или веревки на них через каждые 20 см закрепляют специальные метки. При небольшой глубине реки для промеров используют рейку с укрепленным на нижнем конце поддоном для предотвращения погружения рейки в грунт при установке на дно.
Промеры русла можно делать непосредственно с моста или с лодки. Для фиксации точек измерения глубины в створе при небольшой ширине реки натягивают проволоку или веревку. Точки промера глубин на больших реках фиксируют путем визирования с лодки на вешки, установленные в створе на обоих берегах реки и на соответствующие узлы ферм пролетных строений. Положение створов закрепляют специальными свайками. На незатопленных участках русла в створе используют нивелирование.
Результаты промеров привязывают к реперам и наносят на график поперечных профилей русла (рис. 18). Для наглядности эти графики вычерчивают с различными масштабами по длине и высоте. Размеры по высоте откладывают в более крупном масштабе, чем размеры по длине. Сравнивая профили, снятые в разное время, устанавливают изменения и выявляют места и величину размывов и наносов грунта.

Ключевые слова: ,

В разделе : Содержание мостов