При прикреплении полулистов высокопрочными болтами в полулисте по разметке сверлят отверстия на полный диаметр. Затем на одной половине балки в промежуток между поездами удаляют головки заклепок, выбивают тела заклепок, очищают поверхность контакта с полулистом, укладывают предварительно очищенный полулист и ставят высокопрочные болты.
После затяжки болтов обычными монтажными ключами можно разрешить пропуск поездов, обеспечив в дальнейшем дотяжку болтов до расчетного усилия.
Другой вариант усиления продольных балок, полностью исключающий «окна», заключается в постановке двух дополнительных уголков у каждого пояса. Выполнению этой операции обычно мешают уголки жесткости, которые поэтому приходится заменять новыми соответствующей высоты. Существенным недостатком этого варианта является малая эффективность использования металла усиления.
К наиболее эффективным способам усиления продольных балок, имеющих низкий класс по нормальным напряжениям, относится установка предварительно напряженных элементов в уровне нижних поясов.Продольные балки старых мостов часто нуждаются в усилении по прикреплению их к поперечным. Замена существующих заклепок в прикрепляющих уголках на заклепки большего диаметра или на высокопрочные болты — один из распространенных вариантов такого усиления. Однако указанным способом удается лишь незначительно усилить прикрепления продольных балок к поперечным. Для существенного повышения несущей способности таких прикреплений увеличивают число прикрепляющих заклепок или высокопрочных болтов, что достигается установкой на уголки прикрепления накладок, позволяющих разместить дополнительные заклепки или высокопрочные болты (рис. 104, а). Между накладкой и стенкой продольной балки ставят прокладки. При таком усилении старые заклепки прикрепления должны быть заменены.
На рис. 104, б показан вариант усиления прикрепления продольных балок с установкой дополнительных заклепок или высокопрочных болтов на приваренные накладки. При этом варианте усиления сначала к полкам уголков приваривают накладки, не допуская их приварки к стенкам балок, а затем ставят заклепки или высокопрочные болты.
Серьезным недостатком прикрепления продольных балок к поперечным в старых мостах является отсутствие «рыбок», что приводит к размалковыванию уголков прикрепления, к трещинам в них и отрыву головок верхних и нижних заклепок прикрепления этих уголков к поперечной балке. На рис. 105 показан один из способов усиления прикрепления продольных балок к поперечным при помощи стержней, устраняющий указанный конструктивный недостаток.
При этом способе усиления два стержня круглого сечения выполняют роль «рыбок». Для пропуска стержней через стенку поперечной балки в ней просверливают отверстия соответствующего диаметра.