Механические повреждения. Механические повреждения возникают, как правило, в процессе эксплуатации в результате ударов негабаритных грузов по элементам пролетных строений, а также при их изготовлении и монтаже.
Повреждения, вызванные ударами перевозимых грузов, могут быть самыми разнообразными: разрывы отдельных элементов или их частей; местные и общие искривления элементов. Наиболее распространенными дефектами, допущенными при изготовлении и монтаже, являются местные искривления (вмятины) элементов или отдельных его участков и общие искривления.
Элементы, имеющие такие повреждения, должны быть внимательно обследованы. Степень опасности повреждения устанавливают в каждом конкретном случае. Она зависит не только от размеров повреждения элемента, но и от напряженного состояния и его изменений в связи с появлением дефекта.
Элементы, поврежденные ударом, необходимо тщательно обследовать с целью выявления трещин, особенно в зоне удара.
Искривление элементов приводит к возникновению в них дополнительных напряжений, а в сжатых элементах уменьшается сопротивляемость их продольному изгибу.
Прямолинейность элемента проверяют при помощи натягиваемой вдоль него проволоки (рис. 30).
Если стрела искривления сжатых элементов превышает V, радиуса инерции сечения в плоскости искривления, а в растянутых V10 высоты сечения, то необходимо проверить допустимость такого искривления и в противном случае принять меры по усилению или выправке элемента. За погнутыми элементами устанавливают наблюдения, результаты которых записывают в книгу искусственного сооружения.
Особенно опасными являются искривления сжатых элементов с одновременным повреждением соединительной решетки между ветвями (погнутости, разрывы). В таких случаях следует немедленно принять меры по исправлению поврежденных частей соединительной решетки и ее усилению, если это окажется необходимым по расчету.
При обследовании необходимо обращать внимание на элементы, имеющие большую гибкость. Они могут иметь слабую натянутость и значительные колебания при проходе поездов. Слабо натянутые элементы рекомендуется переклепывать с дополнительным натяжением. Чрезмерно больше колебания элементов могут привести к расстройству их прикреплений и возникновению трещин. Для уменьшения колебаний необходимо повысить жесткость элемента за счет увеличения его сечения или уменьшения свободной длины.

Ключевые слова:

В разделе : Содержание мостов