Напряжения в арматуре можно измерять приборами, применяемыми при испытаниях металлических конструкций.

Напряжение в арматуре.

Напряжение в арматуре.

При испытаниях конструкций из обычного железобетона, как правило, измеряют напряжения, вызываемые внешней нагрузкой, а в конструкциях из предварительно напряженного железобетона, кроме того, важно определить величину предварительных напряжений в бетоне и в арматуре.
Процесс измерения в арматуре напряжений от внешней нагрузки не представляет больших затруднений и выполняют его обычным способом: после установки тензометров по ним снимают отсчеты как в нагруженном, так и ненагруженном состояниях конструкций.
Для измерения же предварительных напряжений в арматуре приходится применять более сложные способы.
Один из этих способов заключается в том, что на отдельные проволоки пучка наклеивают датчики и берут по ним отсчет. Затем эти проволоки перерезают, т. е. снимают предварительное натяжение, и берут новый отсчет. По разности отсчетов определяют величину предварительного напряжения. Поскольку рассматриваемый способ связан с частичным повреждением конструкции, такие измерения возможны лишь в исключительных случаях и в ограниченном числе проволок в местах с небольшими напряжениями от эксплуатационных нагрузок.
Измерения по данному способу могут давать погрешности в оценке предварительного напряжения арматуры, так как проволоки в пучках, как известно, напряжены неравномерно.
Другой способ представляет собой последовательный контроль за натяжением арматуры с момента изготовления конструкции. Последовательное снятие отсчетов по датчикам, наклеенным на арматурные стержни или проволоку, до натяжения арматуры, после ее натяжения, после спуска натяжения и в процессе эксплуатации дает возможность проследить за изменениями напряженного состояния в арматуре в течение длительного времени. Недостатком этого способа контроля, широко применяемого при специальных научных исследованиях, является трудность установления связи между снимаемыми отсчетами на различных этапах наблюдения, главным образом из-за некоторой неопределенности в устойчивости работы электроизмерительного устройства в течение длительного времени (сохранение «нулей»). Для устранения этого недостатка прибегают к корректировке «нулей» по контрольным датчикам, наклеенным одновременно с рабочими на ненапряженные участки арматуры.
В тех случаях, когда есть возможность оголить пучок арматуры на длине 1—2 м, для определения напряжений (усилия) в арматуре испытуемой конструкции можно воспользоваться способами, обычно применяемыми для проверки натяжения пучков при изготовлении предварительно напряженных конструкций. Одним из них является способ подвешивания груза, основанный на измерении величины провисания натянутой проволоки при воздействии сосредоточенной силы заданной величины или сосредоточенной силы, необходимой для создания заданного провисания. По провисанию проволоки на известной базе и величине сосредоточенной силы, пользуясь схемой действия сил при подвешивании груза к нити, опертой в двух точках (рис. 73), определяют расчетом величину натяжения арматуры.

Ключевые слова: , , ,

В разделе : Содержание мостов